Руководство по эксплуатации ППУА 1600/100

Расшифровка ППУА 1600/100

ППУА расшифровывается как «Передвижная Паровая Установка Автомобильная».

Полное обозначение модели — ППУА-1600/100, где:

  • 1600 — производительность по пару, кг/ч;
  • 100 — максимальное давление пара, кгс/см².

Установка монтируется на шасси КАМАЗ, Урал, МАЗ. Управление — из кабины водителя.

Установка работает в двух режимах:

  • Режим I (высокое давление): используется для депарафинизации нефтяных скважин, обогрева трубопроводов, резервуаров, арматуры.
  • Режим II (низкое давление): подходит для пропарки ёмкостей, мойки, обогрева оборудования, оттаивания и других вспомогательных работ.

Технические характеристики ППУА 1600/100

Параметр

Режим I (высокое давление)

Режим II (низкое давление)

Нагреваемая среда

Вода

Вода

Производительность пара, кг/ч

1600

1600

Давление пара, МПа

9,81 – 1 (100 – 10 кгс/см²)

0,78 – 0,2 (8 – 2 кгс/см²)

Температура пара, °С

310 ±10

170 ±10

Расход топлива, кг/ч

110

35

Степень сухости пара

80%

20%

Время выхода на режим, мин

≤ 20

≤ 20

Объём цистерны для воды, м³

5,2

5,2

Объём топливного бака, м³

0,6

0,6

Управление

Из кабины водителя

Из кабины водителя

Габариты (Д×Ш×В), мм

до 9350 × 2500 × 3850

до 9350 × 2500 × 3850

Масса установки, кг

снаряжённая: 13015 / полная: 18520

снаряжённая: 13015 / полная: 18520

Максимальная скорость, км/ч

50

50

 

Время автономной работы:

  • На одной заправке топлива: 4–5 часов (Режим I), 14–15 часов (Режим II)
  • На одной заправке воды: 3–3,5 часа

 

Технические характеристики и применение ППУА

Состав и устройство установки

Установка ППУА-1600/100 включает в себя следующие основные компоненты:

  • Шасси автомобиля (например, КАМАЗ 43118);
  • Монтажная рама с утепленным металлическим кузовом;
  • Вертикальный паровой котёл с внутренними и наружными змеевиками;
  • Горелочное устройство (запальная + основная горелки);
  • Питательный насос (трёхплунжерный 1.1ПТ-25М2 или 2.3ПТ-25);
  • Топливный насос (шестерёнчатый НШ10ГЛ-3 или НШ10Г-3);
  • Цистерна для воды — 5,2 м³
  • Топливный бак— 0,6 м³;
  • Контрольно-измерительные приборы и автоматика безопасности (КИПиА);
  • Система обвязки, воздуховоды, запорный узел и магистральные трубопроводы.

Схема устройства ППУА-1600/100

Схема устройства ППУА-1600/100

 

Устройство котла ППУА-1600/100

  1. Искрогаситель — сетчатое устройство, установленное в верхней части котла для предотвращения выхода искр и несгоревших частиц в дымовую трубу
  2. Петля — соединительная петля верхней части котла, соединяющая концы змеевиков между собой

  3. Заглушка — герметичный элемент закрытия верхней части котла

  4. Змеевик внутренний — центральная поверхность нагрева, расположенная внутри котла, по которой проходит питательная вода

  5. Змеевик наружный — внешняя поверхность нагрева, расположенная между внутренним кожухом и наружным кожухом котла

  6. Кожух — наружный металлический корпус котла, обеспечивающий герметичность конструкции

  7. Отверстие — люк в нижней части котла для доступа к горелочному устройству и его обслуживания

  8. Горелочное устройство — горелка, располагаемая в нижней части котла, где происходит сгорание дизельного топлива

  9. Штуцер — присоединительный элемент для подсоединения труб и приборов на основании котла

  10. Поддон — днище котла, служащее основанием и местом расположения горелки и сажесдувателя

Устройство котла ппуа 1600 100

Схема устройства котла ППУА-1600/100

Все элементы управления ППУА находятся в кабине водителя, включая:

  • Щит управления с приборами давления, температуры, уровня;
  • Кнопки включения и отключения подачи топлива;
  • Тумблеры и сигнальные индикаторы состояния системы.

Схема элементов управления установкой ППУА-1600/100

Схема элементов управления установкой ППУА-1600/100

Пошаговый запуск установки ППУА

Подготовка перед запуском

Обязательно выполнить:

  1. Установить машину на ровную площадку, затянуть стояночный тормоз
  2. Заправить дизельное топливо в бак (0,6 м³)
  3. Заполнить цистерну химически очищенной водой (5,2 м³)
  4. Проверить все соединения трубопроводов
  5. Проверить натяжение ремней трансмиссии
  6. Проверить уровень смазки в узлах
  7. Подключить магистральные трубы к скважине или объекту
  8. Открыть нужные вентили (см. режимную карту ниже)

ВАЖНО: Используйте только химически очищенную воду с жёсткостью не более 10 мкг-экв/кг. Неподготовленная вода вызывает отложение накипи и выход котла из строя.

Шаг 1. Запустить двигатель автомобиля, прогреть до рабочей температуры.

Шаг 2. Включить коробку отбора мощности (КОМ) переключателем из кабины.

Шаг 3. Установить обороты двигателя:

  • КП 154 — 1130 об/мин
  • КП ZF9S1310 — 1390 об/мин

Шаг 4. Включить щит управления тумблером "ВКЛ. ЩИТА".

Шаг 5. Открыть вентиль ВЗ.7 для удаления воздуха из котла. Закрыть после заполнения водой.

Шаг 6. Провести продувку топки:

  • 3 минуты перед первым розжигом
  • 1 минута при повторной попытке

🔥ОПАСНО: Продувка обязательна! Без неё возможен взрыв скопившихся паров топлива.

Шаг 7. Открыть штурвал регулирующего вентиля подачи топлива ВР2. Нажать кнопку ПУСК.

Шаг 8. Убедиться в наличии пламени через глазок на горелке. Индикатор "НЕТ ФАКЕЛА" должен погаснуть.

Шаг 9. Регулировать подачу топлива и воздуха для стабильного горения. Выставить нужное давление пара.

Выход на рабочий режим: не более 20 минут.

Режимная карта установки ППУА 1600/100: какие вентили открывать

Перед запуском откройте нужные вентили в зависимости от режима работы:

Элемент

Режим I (высокое давление)

Режим II (низкое давление)

ВР1 – регулятор пара

✅Открыт

✅Открыт

ВЗ.1 – на выход пара высокого давления

✅Открыт

❌Закрыт

ВЗ.4 – подвод воды к котлу

✅Открыт

✅Открыт

ВЗ.6 – отбор пара низкого давления

❌Закрыт

✅Открыт

КЗ.4 – к потребителю низкого давления

❌Закрыт

✅Открыт

КШ.3 и КШ.4 – к основной горелке

✅Открыты оба

❌КШ.3 Закрыт, ✅КШ.4 Открыт

КШ.2 – к запальной горелке

✅Открыт

✅Открыт

КШ6 — на всасывающей линии насоса

✅Открыт

✅Открыт

Остановка установки

Плановая остановка установки:

Шаг 1. Отключить подачу топлива к горелке (открыть вентиль ВР2 и нажать кнопку СТОП).
Шаг 2. Снизить давление пара до 3–4 МПа.
Шаг 3. Остановить насос и вентилятор, выключить КОМ.
Шаг 4. Выключить щит управления (тумблер «ВКЛ.ЩИТА»).
Шаг 5. В зимнее время — слить воду и продуть трубопроводы сжатым воздухом.
Шаг 6. Отсоединить магистральные трубопроводы, слить конденсат, уложить в пеналы.

Аварийная остановка установки:

Выполняется при перегреве, падении давления, неисправностях оборудования, пропадании пламени и т.д.

  • Немедленно нажать кнопку СТОП.
  • Открыть воздушную заслонку, продуть топку.
  • Остановить трансмиссию и заглушить двигатель.
  • Сбросить давление, слить и продуть систему.
  • Выяснить причину аварии перед повторным запуском.

Возможные неисправности ППУА и способы устранения

Проблема

Причина

Что делать

Не зажигается горелка

Слишком много воздуха

Прикрыть заслонку вентилятора

 

Неисправна свеча зажигания

Проверить, заменить свечу

 

Нет подачи топлива

Проверить открытие вентилей, очистить фильтры

 

Засорена форсунка

Очистить или заменить форсунку

Чёрный дым в выхлопе

Недостаточно воздуха

Открыть заслонку вентилятора

 

Плохое распыление топлива

Очистить форсунку

 

Змеевики засорены сажей

Продуть змеевики паром

Перегрев пара (>310°C / >170°C)

Мало воды

Увеличить подачу воды, проверить насос

 

Много топлива

Уменьшить подачу топлива

 

Накипь в змеевиках

Очистить котёл от накипи

Низкое давление пара

Утечки в системе

Найти и устранить утечки

 

Большой расход потребителем

Ограничить расход регулирующим вентилем

Насос не создаёт давление

Воздух в системе

Удалить воздух через вентиль ВЗ.7

 

Износ плунжеров

Заменить плунжеры

Сигнал "НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ВОДЫ"

Мало воды в цистерне

Долить воду

 

Неисправен датчик

Проверить датчик уровня

Сигнал "НЕТ ФАКЕЛА"

Пламя погасло

Повторить розжиг после продувки

 

Неисправен датчик пламени

Очистить, проверить датчик

Меры безопасности

ЗАПРЕЩЕНО

 Использовать неподготовленную воду — жёсткость более 10 мкг-экв/кг вызывает отложение накипи и разрыв змеевиков

 Начинать розжиг без продувки топки — возможен взрыв паров топлива

❌ Превышать температуру пара:

  • Режим I: не выше 310°C
  • Режим II: не выше 170°C

❌ Превышать давление пара:

  • Режим I: не выше 100 кгс/см²
  • Режим II: не выше 8 кгс/см²

❌ Оставлять установку без присмотра во время работы

❌ Чистить и смазывать движущиеся части при включенной трансмиссии

❌ Проводить сварочные работы без полной дренировки и пропарки систем

❌ Располагать установку под силовыми линиями электропередач

❌ Перемещать установку при включенной КОМ и работающей трансмиссии

ОБЯЗАТЕЛЬНО

К работе допускаются только обученные лица старше 18 лет с удостоверениями

✅ Перед запуском проверять:

  • Уровень воды и топлива
  • Все соединения трубопроводов
  • Натяжение ремней
  • Исправность КИПиА

✅ Ежедневно проверять работу предохранительных клапанов

✅ Во время работы постоянно контролировать:

  • Давление пара по манометрам
  • Температуру пара по термометрам
  • Уровень воды в цистерне
  • Наличие пламени в топке

✅ В зимнее время обязательно сливать воду и продувать систему после остановки

✅ При срабатывании аварийной сигнализации немедленно остановить установку

Вернуться к списку статей
Получить консультацию
Телефон:
Почта:
г. Миасс, пос. Тургояк ул. Нижнезаречная, 71
A-Group — уверенное
движение к цели