Расшифровка ППУА 1600/100
ППУА расшифровывается как «Передвижная Паровая Установка Автомобильная».
Полное обозначение модели — ППУА-1600/100, где:
- 1600 — производительность по пару, кг/ч;
- 100 — максимальное давление пара, кгс/см².
Установка монтируется на шасси КАМАЗ, Урал, МАЗ. Управление — из кабины водителя.
Установка работает в двух режимах:
- Режим I (высокое давление): используется для депарафинизации нефтяных скважин, обогрева трубопроводов, резервуаров, арматуры.
- Режим II (низкое давление): подходит для пропарки ёмкостей, мойки, обогрева оборудования, оттаивания и других вспомогательных работ.
Технические характеристики ППУА 1600/100
|
Параметр |
Режим I (высокое давление) |
Режим II (низкое давление) |
|
Нагреваемая среда |
Вода |
Вода |
|
Производительность пара, кг/ч |
1600 |
1600 |
|
Давление пара, МПа |
9,81 – 1 (100 – 10 кгс/см²) |
0,78 – 0,2 (8 – 2 кгс/см²) |
|
Температура пара, °С |
310 ±10 |
170 ±10 |
|
Расход топлива, кг/ч |
110 |
35 |
|
Степень сухости пара |
80% |
20% |
|
Время выхода на режим, мин |
≤ 20 |
≤ 20 |
|
Объём цистерны для воды, м³ |
5,2 |
5,2 |
|
Объём топливного бака, м³ |
0,6 |
0,6 |
|
Управление |
Из кабины водителя |
Из кабины водителя |
|
Габариты (Д×Ш×В), мм |
до 9350 × 2500 × 3850 |
до 9350 × 2500 × 3850 |
|
Масса установки, кг |
снаряжённая: 13015 / полная: 18520 |
снаряжённая: 13015 / полная: 18520 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
50 |
50 |
Время автономной работы:
- На одной заправке топлива: 4–5 часов (Режим I), 14–15 часов (Режим II)
- На одной заправке воды: 3–3,5 часа
Состав и устройство установки
Установка ППУА-1600/100 включает в себя следующие основные компоненты:
- Шасси автомобиля (например, КАМАЗ 43118);
- Монтажная рама с утепленным металлическим кузовом;
- Вертикальный паровой котёл с внутренними и наружными змеевиками;
- Горелочное устройство (запальная + основная горелки);
- Питательный насос (трёхплунжерный 1.1ПТ-25М2 или 2.3ПТ-25);
- Топливный насос (шестерёнчатый НШ10ГЛ-3 или НШ10Г-3);
- Цистерна для воды — 5,2 м³
- Топливный бак— 0,6 м³;
- Контрольно-измерительные приборы и автоматика безопасности (КИПиА);
- Система обвязки, воздуховоды, запорный узел и магистральные трубопроводы.

Схема устройства ППУА-1600/100
Устройство котла ППУА-1600/100
- Искрогаситель — сетчатое устройство, установленное в верхней части котла для предотвращения выхода искр и несгоревших частиц в дымовую трубу
-
Петля — соединительная петля верхней части котла, соединяющая концы змеевиков между собой
-
Заглушка — герметичный элемент закрытия верхней части котла
-
Змеевик внутренний — центральная поверхность нагрева, расположенная внутри котла, по которой проходит питательная вода
-
Змеевик наружный — внешняя поверхность нагрева, расположенная между внутренним кожухом и наружным кожухом котла
-
Кожух — наружный металлический корпус котла, обеспечивающий герметичность конструкции
-
Отверстие — люк в нижней части котла для доступа к горелочному устройству и его обслуживания
-
Горелочное устройство — горелка, располагаемая в нижней части котла, где происходит сгорание дизельного топлива
-
Штуцер — присоединительный элемент для подсоединения труб и приборов на основании котла
-
Поддон — днище котла, служащее основанием и местом расположения горелки и сажесдувателя

Схема устройства котла ППУА-1600/100
Все элементы управления ППУА находятся в кабине водителя, включая:
- Щит управления с приборами давления, температуры, уровня;
- Кнопки включения и отключения подачи топлива;
- Тумблеры и сигнальные индикаторы состояния системы.

Схема элементов управления установкой ППУА-1600/100
Пошаговый запуск установки ППУА
Подготовка перед запуском
Обязательно выполнить:
- Установить машину на ровную площадку, затянуть стояночный тормоз
- Заправить дизельное топливо в бак (0,6 м³)
- Заполнить цистерну химически очищенной водой (5,2 м³)
- Проверить все соединения трубопроводов
- Проверить натяжение ремней трансмиссии
- Проверить уровень смазки в узлах
- Подключить магистральные трубы к скважине или объекту
- Открыть нужные вентили (см. режимную карту ниже)
ВАЖНО: Используйте только химически очищенную воду с жёсткостью не более 10 мкг-экв/кг. Неподготовленная вода вызывает отложение накипи и выход котла из строя.
Шаг 1. Запустить двигатель автомобиля, прогреть до рабочей температуры.
Шаг 2. Включить коробку отбора мощности (КОМ) переключателем из кабины.
Шаг 3. Установить обороты двигателя:
- КП 154 — 1130 об/мин
- КП ZF9S1310 — 1390 об/мин
Шаг 4. Включить щит управления тумблером "ВКЛ. ЩИТА".
Шаг 5. Открыть вентиль ВЗ.7 для удаления воздуха из котла. Закрыть после заполнения водой.
Шаг 6. Провести продувку топки:
- 3 минуты перед первым розжигом
- 1 минута при повторной попытке
🔥ОПАСНО: Продувка обязательна! Без неё возможен взрыв скопившихся паров топлива.
Шаг 7. Открыть штурвал регулирующего вентиля подачи топлива ВР2. Нажать кнопку ПУСК.
Шаг 8. Убедиться в наличии пламени через глазок на горелке. Индикатор "НЕТ ФАКЕЛА" должен погаснуть.
Шаг 9. Регулировать подачу топлива и воздуха для стабильного горения. Выставить нужное давление пара.
Выход на рабочий режим: не более 20 минут.
Режимная карта установки ППУА 1600/100: какие вентили открывать
Перед запуском откройте нужные вентили в зависимости от режима работы:
|
Элемент |
Режим I (высокое давление) |
Режим II (низкое давление) |
|
ВР1 – регулятор пара |
✅Открыт |
✅Открыт |
|
ВЗ.1 – на выход пара высокого давления |
✅Открыт |
❌Закрыт |
|
ВЗ.4 – подвод воды к котлу |
✅Открыт |
✅Открыт |
|
ВЗ.6 – отбор пара низкого давления |
❌Закрыт |
✅Открыт |
|
КЗ.4 – к потребителю низкого давления |
❌Закрыт |
✅Открыт |
|
КШ.3 и КШ.4 – к основной горелке |
✅Открыты оба |
❌КШ.3 Закрыт, ✅КШ.4 Открыт |
|
КШ.2 – к запальной горелке |
✅Открыт |
✅Открыт |
|
КШ6 — на всасывающей линии насоса |
✅Открыт |
✅Открыт |
Остановка установки
Плановая остановка установки:
Шаг 1. Отключить подачу топлива к горелке (открыть вентиль ВР2 и нажать кнопку СТОП).
Шаг 2. Снизить давление пара до 3–4 МПа.
Шаг 3. Остановить насос и вентилятор, выключить КОМ.
Шаг 4. Выключить щит управления (тумблер «ВКЛ.ЩИТА»).
Шаг 5. В зимнее время — слить воду и продуть трубопроводы сжатым воздухом.
Шаг 6. Отсоединить магистральные трубопроводы, слить конденсат, уложить в пеналы.
Аварийная остановка установки:
Выполняется при перегреве, падении давления, неисправностях оборудования, пропадании пламени и т.д.
- Немедленно нажать кнопку СТОП.
- Открыть воздушную заслонку, продуть топку.
- Остановить трансмиссию и заглушить двигатель.
- Сбросить давление, слить и продуть систему.
- Выяснить причину аварии перед повторным запуском.
Возможные неисправности ППУА и способы устранения
|
Проблема |
Причина |
Что делать |
|
Не зажигается горелка |
Слишком много воздуха |
Прикрыть заслонку вентилятора |
|
Неисправна свеча зажигания |
Проверить, заменить свечу |
|
|
Нет подачи топлива |
Проверить открытие вентилей, очистить фильтры |
|
|
Засорена форсунка |
Очистить или заменить форсунку |
|
|
Чёрный дым в выхлопе |
Недостаточно воздуха |
Открыть заслонку вентилятора |
|
Плохое распыление топлива |
Очистить форсунку |
|
|
Змеевики засорены сажей |
Продуть змеевики паром |
|
|
Перегрев пара (>310°C / >170°C) |
Мало воды |
Увеличить подачу воды, проверить насос |
|
Много топлива |
Уменьшить подачу топлива |
|
|
Накипь в змеевиках |
Очистить котёл от накипи |
|
|
Низкое давление пара |
Утечки в системе |
Найти и устранить утечки |
|
Большой расход потребителем |
Ограничить расход регулирующим вентилем |
|
|
Насос не создаёт давление |
Воздух в системе |
Удалить воздух через вентиль ВЗ.7 |
|
Износ плунжеров |
Заменить плунжеры |
|
|
Сигнал "НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ВОДЫ" |
Мало воды в цистерне |
Долить воду |
|
Неисправен датчик |
Проверить датчик уровня |
|
|
Сигнал "НЕТ ФАКЕЛА" |
Пламя погасло |
Повторить розжиг после продувки |
|
Неисправен датчик пламени |
Очистить, проверить датчик |
Меры безопасности
ЗАПРЕЩЕНО
❌ Использовать неподготовленную воду — жёсткость более 10 мкг-экв/кг вызывает отложение накипи и разрыв змеевиков
❌ Начинать розжиг без продувки топки — возможен взрыв паров топлива
❌ Превышать температуру пара:
- Режим I: не выше 310°C
- Режим II: не выше 170°C
❌ Превышать давление пара:
- Режим I: не выше 100 кгс/см²
- Режим II: не выше 8 кгс/см²
❌ Оставлять установку без присмотра во время работы
❌ Чистить и смазывать движущиеся части при включенной трансмиссии
❌ Проводить сварочные работы без полной дренировки и пропарки систем
❌ Располагать установку под силовыми линиями электропередач
❌ Перемещать установку при включенной КОМ и работающей трансмиссии
ОБЯЗАТЕЛЬНО
✅ К работе допускаются только обученные лица старше 18 лет с удостоверениями
✅ Перед запуском проверять:
- Уровень воды и топлива
- Все соединения трубопроводов
- Натяжение ремней
- Исправность КИПиА
✅ Ежедневно проверять работу предохранительных клапанов
✅ Во время работы постоянно контролировать:
- Давление пара по манометрам
- Температуру пара по термометрам
- Уровень воды в цистерне
- Наличие пламени в топке
✅ В зимнее время обязательно сливать воду и продувать систему после остановки
✅ При срабатывании аварийной сигнализации немедленно остановить установку